Художественное кредо Георгия Уварова менее всего хотелось бы связывать со стремлением к новой живописной форме. Более того, приверженность его традиционному видению не оставляет сомнения. Имея за плечами хорошую школу, как мастер монументальной живописи, молодой автор целиком посвящает себя станковой картине. Для него это органично, потому что внутреннее наполнение его образов способно раскрыть интересный мир человека. Незаурядным оказалось дарование портретиста, способность реагировать на изменчивое состояние духа. Это качество как бы само ведет художника к тонкому наблюдению, к передаче того, что делается зримым лишь с помощью цветового богатства полотна.


Впрочем, созданные Уваровым образы заключают в себе некий парадокс. Крупноформатное полотно «Гегемон» заставляет вспомнить, что «монументальное» не было чуждо художнику. Это не частная зарисовка. Сочетание приемов, свойственных жанру монументальной живописи, с явно дегероизированным содержанием образа дает определенное столкновение смыслов. Это повод к серьезной оценке  явления, если угодно, к социальному анализу. В работах иного плана, как бы внутренне просветленных, Уваров тоже не благостен. Так, лирический образ в картине «Материнство» чужд сладковатой красивости, в трактовке модели он избегает «позы».  В большинстве работ лирическая интонация с неким трудом пробивается сквозь ироничность. Мы наблюдаем сознательное самоограничение мастера в выражении идеального. На помощь приходит спасительный гротеск.

 

В труднейшем жанре – парном портрете – поиски художника особенно плодотворны. Ему удается реализовать идею, буквально витающую в воздухе. Здесь нащупываются пути к выражению диалога. Уваров затрагивает наиболее чувствительные струны современного психологического момента. Строя композицию иногда как беседу – в «Портрете А. А. и М. А. Каменских» иногда, напротив, «беседы» не предполагается, художник вовлекает зрителя в особую атмосферу отклика души. В «Портрете Е.Ю. и Ю.А. Герчук» четкий силуэт двух сидящих фигур представляет сложное единство духовной жизни людей, существующую в каждом из них большую интеллектуальную напряженность.

 

В своих портретных интерпретациях Уваров находит и совпадения, и отталкивания образов. Эта диалогичность – черта драгоценная в понимании нашего времени.

 

Галина Плетнева.

г. Москва

Публикация в журнале "Юность"  за 1991 год